Рио-де-Жанейро – «сидади маравильоса»

Рио-де-Жанейро – «сидади маравильоса»

Необычайность Рио-де-Жанейро вездесуща. Начиная с названия. Возникло оно благодаря Америго Веспуччи и Андре Гонсалвишу, которые заплыли в бухту Гуанабара в январе 1502 года. Они решили, что это устье реки, и назвали её январской (как напоминание о необычном случае). По-португальски это звучало как «риу де жанейру».

Удивление вызывает «охраняющая» бухту гора Пан-де-Асукар. Почему португальцы назвали её «сахарной головой»? Точек зрения много. Среди них упоминается сходство горы со шлемом, который называли так в средние века.

Достоинство лесного парка Тижука – гора Корковаду. По случаю годовщины столетия независимости Бразилии на её вершине установили статую Христа почти сорокаметровой высоты. (Создана во Франции. Привезена в Бразилию.) Внутри неё, словно душа, часовня.

Сегодня Рио называют «волшебным». Его улицы пестрят сочетанием необычных растений и замысловатой архитектуры. Собор Святого Себастьяна, множество музеев, библиотека, ботанические, зоологические сады украшают город. Церковь Святой Лусии поражает природным фонтаном: он считается исцеляющим.

В горах Орган находится основанная в 1855 году летняя королевская резиденция – Петрополис. Дворцы Хрустальный и Императорский, Кафедральный собор, площадь Гоат с мини-зоопарком, дом-музей Сантоса-Думонт – всё это источники эстетического наслаждения.

Любопытны бразильские традиции. Одна из них – капоэйра – своеобразная игра под музыкальное сопровождение, в ходе которой двое участников должны заставить соперника упасть или коснуться его. Совершается это через характерные танцевально-акробатические движения. Искусство это сложное, существуют разные школы, прослеживается связь с философией.

Не менее ярок обычай карнавала. Завезён он в Бразилию португальскими иммигрантами. Первая самба создана в 1916 году. Совершать каждый год костюмированные парады правительство позволило лишь через 10 лет. Произошло европейское стандартизирование самбы, шоу переросло в профессиональное костюмированное представление.

Самба – танец бразильский. Но сочетает он в себе африканские, испанские и португальские танцевальные элементы. Множество школ обучают самбе. Карнавал – их соревнование. От каждой школы требуется уникальное тематическое хореографическое костюмированное представление. На подготовку уходит весь год. Приглашённые композиторы пишут песню. Строится декорированная автомобильная платформа.

После годового старания гениев творчества парад школ выходит на самбодром. Праздник охватывает всю страну. Для приезжих это красочное зрелище. Для местных – образ жизни.

Ежегодно в начале февраля на неделю деловая жизнь замирает. Вступает в силу карнавал после того, как мэр вручает ключи от города королю карнавала.

Интересно остановиться на теме о королях. Древнегреческое божество злых насмешек породило образ короля Момо. Испанская традиция сжигать во время праздничного мероприятия куклу оказала влияние на особенности бразильской карнавальной традиции. Изначально в шествии использовали куклу-короля Момо. В первой половине 20 века эту обязанность взял на себя человек – Бенджамин ди Оливейра, афробразильский композитор и клоун. Постепенно определились требования к актёру, который должен был играть роль короля Момо: добродушие, полнота, высокий рост.

Для зрителей карнавальный период является не только зрелищем, но и блаженством гурманов. Специфичные винегреты, шашлыки, супы, изысканные напитки надолго оставляют на языке острый привкус праздника.

Устав от Рио, можно отдохнуть в небольшом старинном бразильском городе. Олинда существует с 1535 года. Здесь участие в карнавале может принимать кто угодно. Не требуются даже танцевальные умения и костюм. Дома невысокие, в один или два этажа. Архитектура украшена колоннами и другими декоративными элементами. Посетив музеи и художественные галереи, полюбовавшись дворцом губернатора, можно возвращаться в бурно кипящую жизнь Рио-де-Жанейро.

Необыкновенные ощущения вызывает в Рио футбол. Матч «Фла-Флу» на поле круглого как кольцо стадиона «Маракана» радует любителей спорта.